♦️ В клубе «Арт-Ликор» в Пушкино в преддверии Дня памяти жертв политических репрессий поговорили о талантливом композиторе Всеволоде Задерацком (1891–1953), чьё имя пытались стереть из истории страны.
«Для меня этот разговор трепетный, очень личный. Репрессированных композиторов много. Это удивительно: чем музыка может не угодить?
♦️ Если рассказываешь анекдоты про власть, то можно найти мотив для наказания. Но музыка беззащитная, не на что не претендующая.
♦️ В то же время музыка – один из видов искусства, который способен сказать правду и выразить её эзоповым языком», – поделился лектор Сергей Бурлака.
♦️ До революции Всеволод Петрович поступил в консерваторию, параллельно учился на юриста в Московском университете. Он обладал отменной памятью и подбирал на пианино любую мелодию, был чудесным рассказчиком. Композитора пригласили преподавать цесаревичу Алексею: он знакомил мальчика с мировой музыкальной культурой, играл ему симфонии и рассказывал о музыкантах. Эту связь с царской семьёй ему не простили.
♦️ Он участвовал в Первой мировой войне, два года состоял в Белой армии. Красноармейцы приговорили его к расстрелу, но Феликс Дзержинский, который услышал, как Задерацкий играет на пианино, его помиловал. Трижды Всеволода Петровича арестовывали, ссылали в ГУЛАГ на Колыму – там из уважения ему иногда позволяли сочинять музыку. Не было инструмента, ноты приходилось записывать на телеграфных бланках, не было возможности даже выпрямиться в тюремном срубе. До нас дошёл его цикл из 24 прелюдий и фуг, написанных в ссылке. Остальные его произведения НКВД сжёг во время ареста.
♦️ Всю жизнь он провёл без паспорта (значит, без прав), ему запретили играть на концертах свои произведения, он не мог жить в больших городах, на него регулярно доносили «за пропаганду фашистской музыки». Но всё равно он писал много произведений в мажорных тонах – человек с мощным стержнем внутри.
После лекции за чаем участники обсудили гонение на людей искусства в советский период.
#НашеПодмосковье #БудьВКурсе #ПушкинскоеИА #ГазетаМаяк